Стельмашок Сергей Петрович
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам
ВМЕСТЕ ЗА ПРОЦВЕТАЮЩУЮ БЕЛАРУСЬ

Стельмашок Сергей Петрович
Главная Новости

Новости

2 апреля 2021 года на заседании Палаты представителей были рассмотрены 11 законопроектов


02 04/2021

Депутаты сформировали рабочие органы и избрали руководителя секретариата сессии. Им стала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н. Счетную комиссию возглавил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С.

Утверждена повестка дня пятой сессии Палаты представителей, которая включает 25 вопросов. По мере готовности законопроектов она будет дополняться.

В первом чтении были рассмотрены восемь законопроектов.

Проекты законов «О недопущении реабилитации нацизма» и «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» представили Генеральный прокурор Республики Беларусь Швед А.И. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С.

Проект Закона «О недопущении реабилитации нацизма» разработан с учетом норм модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников».

В проекте впервые законодательно закрепляются определения терминов «нацистские преступники», «пособники нацистских преступников», определяются субъекты противодействия реабилитации нацизма, а также их компетенция в этой сфере. Функцию по координации деятельности указанных субъектов предлагается возложить на органы внутренних дел.

Проектом устанавливаются основные направления профилактики реабилитации нацизма. В частности, вводится обязательный мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения реабилитации нацизма. Предусмотрены также меры противодействия реабилитации нацизма, включая вынесение официального предупреждения и предписания, приостановление, запрещение деятельности, ликвидация экстремистской организации. При этом порядок применения таких мер будет определяться в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму. Отдельная статья посвящена противодействию реабилитации нацизма при увековечивании памяти погибших.

Проектом Закона «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» предлагается:

установить специальный срок ускоренного рассмотрения дел в гражданском процессе в отношении организаций с признаками экстремизма, а также признания символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами;

законодательно закрепить определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширить определение терминов «экстремизм», «экстремистские материалы»;

возложить функцию по координации деятельности субъектов противодействия экстремизму на органы внутренних дел, расширить перечень государственных органов — субъектов противодействия экстремизму;

установить порядок запрета деятельности экстремистских формирований;

наделить прокуроров областей и города Минска наряду с Генеральным прокурором правом приостанавливать деятельность организации (представительства иностранной, международной организации), индивидуального предпринимателя при выявлении фактов, свидетельствующих о подготовке к совершению или совершении учредителями (участниками, собственниками имущества), руководителями (руководящими органами) организации, индивидуальным предпринимателем экстремистских действий либо о непринятии или несвоевременном принятии мер по выполнению требований предписания или при повторном вынесении предписания;

установить отдельный порядок прекращения деятельности для индивидуального предпринимателя, а также последствия для лица, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя признана экстремистской и запрещена (запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет);

уполномочить Министерство внутренних дел на ведение и опубликование перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» выступил с докладом Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В., с содокладом - председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П.

Законопроект направлен на создание условий для обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении массовых мероприятий.

В частности, проектом Закона предусматривается:

упразднение уведомительного порядка организации и проведения массовых мероприятий;

наделение местных исполнительных и распорядительных органов правом определения мест, рекомендованных для проведения массовых мероприятий;

исключение из Закона норм, связанных с продажей алкогольных напитков и пива, в целях предотвращения множественности нормативных правовых актов, регулирующих один вопрос, и согласования с Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»;

распространение на лицо, присутствующее на массовом мероприятии в качестве журналиста средства массовой информации, при осуществлении им своей деятельности предусмотренных статьей 11 Закона требований по соблюдению общественного порядка наравне с участниками массовых мероприятий и установление запрета для такого лица выполнять распорядительные функции по организации и проведению массового мероприятия, а также уполномочивать иных лиц на аналогичные действия;

запрет освещения в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях в режиме реального времени (в прямом эфире) массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка их организации или проведения, с целью их популяризации или пропаганды;

приостановление функционирования объектов общественного питания, транспорта, торговых объектов, ярмарок, работы организаций всех форм собственности в местах проведения массовых мероприятий по маршрутам следования их участников по требованию руководителя (заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел в установленных Законом случаях (в частности, при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, либо если принято решение о запрещении (недопустимости) проведения массового мероприятия и др.);

возможность введения временного запрещения или временного ограничения движения по дорогам при проведении массового мероприятия в порядке, установленном законодательством в области дорожного движения;

возложение предусмотренной законодательными актами ответственности на политические партии и иные общественные объединения за совершение своими членами от имени этих организаций публичных призывов к организации и проведению несанкционированных массовых мероприятий, в том числе объявлений в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени их проведения, изготовление и распространение в этих целях листовок, плакатов и иных материалов.

И.В.Кубраков также доложил о проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов) (содокладчик - член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.).

Законопроект направлен на совершенствование с учетом практики применения действующего законодательства правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел, условий и пределов применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия военнослужащими внутренних войск, сотрудниками органов пограничной службы, органа государственной охраны и органов государственной безопасности.

В частности, законопроектом предлагается:

отнести органы внутренних дел к военизированным организациям;

закрепить основания и пределы ограничения открытости (гласности) реализации функций органов внутренних дел;

создать подразделения по противодействию киберпреступности и межтерриториальные подразделения по гражданству и миграции;

усовершенствование оснований и порядка применения оружия и специальных средств в установленных законом случаях;

расширение перечня случаев применения боевой и специальной техники для целей обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка;

усовершенствовать порядок применения и использования оружия военнослужащими внутренних войск, сотрудниками органов пограничной службы, органа государственной охраны и органов государственной безопасности;

наделить органы внутренних дел правами:

на получение на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведений из информационных систем, в том числе содержащих персональные данные;

проверки у граждан документов, необходимых для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;

на проведение личного досмотра (вместо личного обыска) задержанного лица и досмотра находящихся при нем вещей и транспортных средств;

на изъятие на временное хранение предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на объекты органов внутренних дел;

на запрещение гражданам осуществления видеозаписи, фото- и киносъемки;

на осуществление звуко- и видеозаписи окружающей обстановки, в том числе граждан, при исполнении служебных обязанностей;

на применение специальных средств к задержанным правонарушителям в случаях, если имеются основания полагать, что они могут причинить вред окружающим или себе.

Министр внутренних дел Республики Беларусь представил проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны». С содокладом выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чернявская Ж.Н.

Законопроектом предусмотрено распространение действия Закона о государственной защите на военнослужащих и гражданский персонал Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, а также иных лиц, в отношении которых в связи с их деятельностью или гражданской позицией имеются угрозы их безопасности.

Существенно скорректированы определения понятий о государственной защите, для наиболее полного охвата должностных лиц (сотрудников или военнослужащих), а также иных лиц, подлежащих государственной защите в связи с посягательством на их безопасность.

Единообразный подход обеспечат вносимые изменения к использованию в нормах Закона о государственной защите указаний на служебную деятельность (работу), иную деятельность защищаемых лиц, их место работы (службы, военной службы).

Кроме того, предусмотрена возможность применения в отношении как защищаемого лица, так и его близкого, меры безопасности в виде изменения внешности, когда их безопасность нельзя обеспечить другими мерами.

Начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Павлюченко А.Ю. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Шевчук Н.Н. доложили о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи».

Проектом Закона предусматривается создание четких и эффективных механизмов оперативного реагирования на современные вызовы и угрозы, напрямую затрагивающие вопросы национальной безопасности, в том числе на пресечение противоправной деятельности в сети Интернет.

В частности, проектом Закона предлагается наделить Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь правом принимать решения о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи в определенных законопроектом случаях.

Устанавливается, что невыполнение операторами электросвязи требований ОАЦ, содержащихся в принимаемых в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об электросвязи» решениях, признается грубым нарушением законодательства о лицензировании в области связи. Одновременно закрепляется, что к операторам электросвязи не применяются меры, предусмотренные законодательством о лицензировании за невыполнение лицензионных требований и условий, если такие нарушения возникли в результате принятия указанных решений.

Также определяется, что приостановление или ограничение функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи по решению ОАЦ не является основанием для возникновения ответственности оператора электросвязи за убытки, причиненные пользователям услуг электросвязи в результате таких действий.

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам трудовых отношений) выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Кананович Л.Н.

Законопроектом предусматривается корректировка Гражданско-процессуального кодекса, Трудового кодекса и Закона «О промышленной безопасности».

Законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс новыми основаниями расторжения трудового договора, новой мерой дисциплинарной ответственности и новым основанием для отстранения от работы, нормами о запрете на выдвижение при проведении забастовки политических требований.

Также предлагается дополнить Закон «О промышленной безопасности» ограничением на участие в забастовках для работников опасных производственных объектов.

Министр информации Республики Беларусь Луцкий И.В. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»(содокладчик - заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С.).

Законопроект направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты государственных и общественных интересов в области массовой информации, национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере.

В проекте Закона, в частности, предлагается:

уточнить требования к учредителю и главному редактору средства массовой информации, расширить обязанности для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, владельцев интернет-ресурса, сетевого издания;

конкретизировать полномочия журналиста средства массовой информации;

закрепить основания лишения аккредитации журналиста средства массовой информации, а также когда неисполнение обязанностей журналиста средства массовой информации будет являться грубым нарушением его трудовых обязанностей;

уточнить процедуру внесения изменений в Государственный реестр средств массовой информации;

конкретизировать применение ссылок (гиперссылок) на средство массовой информации, интернет-ресурс, информационное агентство;

расширить перечень видов информации, распространение которой запрещено;

принять меры для ограничения иностранного влияния на информационный рынок, исключив имеющуюся преференцию для редакций средств массовой информации, в уставном фонде которых присутствуют иностранные инвестиции, превышающие 20 процентов;

повысить статус Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Предусматривается также расширить перечень оснований для:

отказа в государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации;

вынесения письменного предупреждения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, и владельцу сетевого издания;

принятия решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию.

Министерству информации предлагается дополнительно предоставить право принимать решения:

о прекращении выпуска средства массовой информации (наряду с судом при наличии соответствующего решения Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь);

об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, устанавливать срок, в течение которого такой доступ не может быть возобновлен по заявлению владельца интернет-ресурса, сетевого издания;

о направлении уведомления о включении копии интернет-ресурса в список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен.

Кроме того, планируется уполномочить Генерального прокурора, прокуроров областей и г. Минска на вынесение постановлений об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, посредством которых распространяется информация, направленная на пропаганду экстремистской деятельности и другой информации, способной нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.

Во втором чтении депутаты приняли проект Закона «О защите персональных данных», с докладом о котором выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф.

Законопроект направлен на правовое регулирование общественных отношений, возникающих при обработке персональных данных физических лиц, обеспечение защиты таких данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных.

Проектом Закона предусматривается:

определение общего понятия и категорий персональных данных, принципов и условий работы с ними;

определение порядка трансграничной передачи персональных данных;

закрепление прав субъектов персональных данных и обязанностей государственных органов, юридических и физических лиц в сфере работы с персональными данными;

установление дополнительных гарантий от произвольного и бесконтрольного сбора, хранения, использования, распространения, предоставления и иной обработки персональных данных физических лиц;

порядок создания уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных и его полномочия. Создание названного органа поручается Совету Министров Республики Беларусь совместно с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь в трехмесячный срок после официального опубликования соответствующего Закона;

ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.

Принятие данного Закона позволит обеспечить надлежащий уровень защиты персональных данных и будет способствовать развитию бизнеса, торгово-экономических отношений Республики Беларусь с другими государствами.

В ходе заседания депутатский корпус также рассмотрел два законопроекта о ратификации международных соглашений.

Проект Закона «О присоединении Республики Беларусь к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов» представили Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Клишевич С.М.

Женевский акт позволяет пользоваться всеми преимуществами Гаагской системы. Согласно Женевскому акту для получения правовой охраны промышленного образца во всех или некоторых участниках Гаагского соглашения можно подать одну международную заявку непосредственно в Международное бюро.

На основании данной заявки осуществляется одна международная регистрация, имеющая силу в каждом из указанных в ней участнике Гаагского соглашения. Таким образом, одна международная заявка заменяет собой целую серию заявок, которые в ином случае следовало бы подать в различные национальные и (или) региональные ведомства для получения правовой охраны промышленного образца на рынках, куда будут экспортироваться изделия, содержащие такой промышленный образец.

Участие в Женевском акте позволит заявителям Республики Беларусь получить охрану своих промышленных образцов в любой договаривающейся стороне при соблюдении минимальных формальностей (одна международная заявка, составленная на одном языке и поданная в одно ведомство) и с минимальными расходами (один набор пошлин в одной валюте).

О проекте Закона «О ратификации поправки к Статьям Соглашения Международной финансовой корпорации»проинформировали заместитель Министра экономики Республики Беларусь Ярошевич Д.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.

В августе 2018 года Республика Беларусь поддержала пакет документов Группы Всемирного банка, в том числе и резолюцию Совета управляющих Международной финансовой корпорации № 273 «Поправка к Статьям Соглашения Корпорации».

Проект Закона подготовлен в целях выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправки к Статьям Соглашения, принятой в установленном порядке Советом управляющих Корпорации 16 апреля 2020 года.

В соответствии с поправкой к Статьям Соглашения сумма акционерного капитала, когда-либо объявленного Корпорацией, может быть увеличена Советом управляющих большинством в 85 процентов голосов от общего количества голосов (в действующей редакции — 80 процентов).

Кроме того, парламентарии приняли решение о проведении парламентских слушаний на тему «Территориальная целостность и народное единство Беларуси. Историко-правовые аспекты воссоединения западнобелорусских земель в составе БССР».

 


Все новости



Помощники депутата

Ласица Наталья Васильевна
247500, Гомельская область, г. Речица, пл. Октября, 2, каб. 6   
+375 2340 5 77 67
e-mail: rik-deputat@mail.gomel.by

Петкун Ирина Яковлевна
247500, Гомельская область, г. Речица, ул. Советская, 55
+375 2340 7 78 68
e-mail: irina_petkun@tut.by